Взаимоотношения подростков в коллективе

887                   Взаимоотношения подростков в коллективе.

                «Человек один не может», - предсмертные слова Гарри Моргана, героя романа Хемингуэя, в последнее время стали расхожими в Интернете. Их почему-то связывают только с понятием «дружба». Хотя это и неудивительно, ведь они вырваны из общего контекста. Но если даже просто докончить эту фразу, становится ясно, какой глубокий смысл вложил в эти слова автор: «Потребовалось немало времени, чтобы он выговорил это, и потребовалась вся его жизнь, чтобы он понял это».                 

Кем бы, где бы мы ни были, мы не одни в этом мире – мы всегда среди людей. Даже, когда мы в полном одиночестве, наше поведение, наше сознание, определяют живущие в нем дорогие и близкие, значимые для нас люди. Это превращается, можно сказать, в аксиому существования человека, и отношения с людьми, в любом возрасте, приобретают особую важность и актуальность.Подросток –маленький ребенок, вышедший из-под опеки родителей и входящий во «взрослую» жизнь. Сумеет ли он правильно построить свои взаимоотношения с окружающим миром, со своими сверстниками? Очень многое в жизни подростка зависит от того, насколько удачно у него это получится. Любой подросток стремится занять свою позицию во дворе, в компании, в классе.В подростковом возрасте появляется неутолимая тяга к общению и группированию. Одни ищут в обществе сверстников признания собственного «Я», хотят подкрепить самоуважение, другие – сопричастности, эмоционального слияния, для третьих, группа – это источник недостающей информации и коммуникативных навыков, а есть и такие, с особо опасной мотивацией, кто жаждет удовлетворения потребности командовать и властвовать над другими. И таким образом для них подростковая группа или школа оказываются тем местом, где становится возможным выплеснуть накопившиеся отрицательные импульсы.Во многих подростковых группах возникают ролевые отношения, начиная от «лидера» и кончая «изгойем». И, к сожалению, подростки, для которых уготована роль «изгоев», становятся объектами насмешек, их могут заталкивать под парту, вымогать, портить и отнимать их личные вещи, откровенно над ними издеваться, унижать и высмеивать перед другими, бойкотировать и т.д.

        Есть определенная категория подростков, для которых вероятность попасть в категорию жертв велика.Это дети:

- имеющие физические недостатки: носят очки, со слабым слухом и т.д., они в большинстве случаев не могут за себя постоять;

- особенности внешности: полные, с веснушками, маленького роста и т.д.;

- подростки, не умеющие общаться: стеснительные или агрессивные и т.д.;

- «домашние дети», у которых нет опыта общения в коллективе, слабо развиты навыки взаимодействия в коллективе, к тому же, чаще всего, они эгоистичны, что тоже может стать причиной нападок на них.

Список этот можно еще долго продолжать, но намного важнее, нам: родителям, педагогам, друзьям, помочь нашим детям быть сильными, не дать им «сломаться».Очень часто слышишь: «Дай сдачу». Помогает, правда, не всегда. Да и надо ли учить будущего гражданина доказывать правоту кулаками. Он должен научиться строить правильно отношения с другими, понимая и их, и себя.Можно и нужно пойти другим и путями.

Помогите подростку поднять свою самооценку: унижая и постоянно критикуя, вы заставляете его думать, что плохое обращение он получает заслуженно.

Добейтесь доверия и научитесь, наконец, слышать. Не отмахивайтесь от, кажущихся на ваш взгляд, несущественных жалоб.

Мальчик не должен плакать, он должен драться и т.д. А, если подросток не справляется сам? Реагируйте правильно: когда это травля закаляла? Если подросток обратился за помощью, это – самозащита, и он вправе рассчитывать на вашу помощь и совет.

Научите его правильно реагировать, объясните насколько важно не дать обидчику вывести его из себя, не доставить ему удовольствия, которое он предвкушает от этой жестокой игры.

                        Научите подростка трем золотым правилам:

- Достаточно спокойно спросить у обидчика «Для чего ты это (сделал, сказал, и т.д.)?», от растерянности он прекратит свои нападки. Важно не поддаваться на новые провокации и задавать этот вопрос снова и снова.

- Если подростка обзывают, он может спросить:«Как ты это определил?»

- И, наконец «Что тебе мешает...?». Скажем, «что тебе мешает уйти и заняться своими делами?» и т.д.

Будьте внимательны к своим детям. Вас должны насторожить

напряженность и страх, который появляется в присутствии ровесников;

раздражительность и обидчивость;

неустойчивое настроение, печаль и грусть.

Подросток должен быть уверен в вашей любви и готовности помочь, и что ваша помощь не подставит его.

Печать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить