Надо ли обучать ребёнка чтению до школы.

432  Надо ли обучать ребёнка чтению до школы.

              Вопрос о раннем обучении детей чтению в современной педагогике вызывает неоднозначное мнение. Есть немало тех, кто утверждает, что раннее обучение ребенка способно дисбалансировать его развитие. Однако, сторонники дошкольного образования уверяют, что ребенку с ранних лет необходимо комплексное обучение, а рассматриваемая проблема заключается, прежде всего, в правильности постановки цели и выбора наиболее подходящей методики обучения. Важно понимать, что ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать чтение, как основной источник получения разнообразной информации об окружающем мире, а следовательно, нерационально строить иллюзии о том, что научившись читать, малыш целиком и полностью уйдет в «мир литературы» и его основным занятием станет чтение.

        Первостепенными целями дошкольного обучения малыша должно быть не что иное, как его сенсорное развитие и тренировка слуховой и зрительной памяти. Кроме того, нельзя забывать и о том, что ведущую позицию в любой деятельности дошкольника занимает игра, а значит, методику и приемы обучения нужно подбирать с учетом данного условия. Если подходить к рассматриваемой проблеме с таких позиций, то формирование навыков чтения будет не только дополнительным условием для гармоничного развития малыша, но и методом профилактики различных познавательных (когнитивных) нарушений. По мнению многочисленных психологов и педагогов, наиболее подходящим возрастом для обучения ребенка чтению является период с 4 до 5 лет. Данные возрастные рамки определяются тем, что именно в эти годы у деток наиболее выражено формирование ряда новообразований психофизиологического развития: наблюдается совершенствование способов сенсорного восприятия, развиваются логические приемы мышления, обостряется внимание и способность самостоятельно строить простейшие умозаключения, решать элементарные силлогизмы.

        Рассматривая навыки ребенка среднего дошкольного возраста с точки зрения коммуникативного развития, можно обнаружить такие прогрессирующие усовершенствования, как: формирование произвольной речи, улучшение фонетического восприятия, осознание и принятие простых языковых закономерностей. В данном возрасте ребенок уже может ощутить некую условность словарного обозначения явлений и предметов и отделить само слово от его непосредственной смысловой нагрузки. Подобного рода возрастные приобретения свидетельствуют о том, что ребенку необходимо переходить к следующей ступени освоения языка - овладению навыками чтения. Важно не упустить этот момент и не начать обучать своего малыша чтению в более позднем возрасте, так как в 6-7 лет у ребенка могут уже полностью сформироваться основные психические процессы, что способно вызвать существенные затруднения во время освоения навыков чтения. Нужно не только постараться вовремя приступить к обучению ребенка чтению, но и правильно организовать саму подачу материала. Важно принимать во внимание тот факт, что средний дошкольный возраст - это сенситивный период развития внимания, восприятия, мышления, памяти и речи, а значит необходимо создавать соответствующие условия обучения, при которых будет осуществляться стимулирование всех вышеуказанных процессов. Такой подход к обучению способен удержать стойкий интерес ребенка к освоению навыков чтения, оказать позитивное влияние на его личностное формирование и предупредить появление различных проблем познавательного развития.

Маргарита Стриж. -  Ростов-на-Дону

Печать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить