Филипп Ариес.

36802                    Филипп Ариес.

                 История детства

            Филипп Ариес был французским демографом, историком и автором известнейших и уникальных исторических исследований, тематическое направление которых было сосредоточено на таких полюсах повседневной человеческой жизни, как: детство (отношение к нему в 13-20 вв.) и смерть (ее восприятие на Западе в период христианской эпохи).Родился Ариес 21 июля в 1914 году в одном из главных французских городов департамента Луар и Шер, а умер 8 февраля 1984 года в Париже.

        Свою жизнь он посвятил серьезным и глубинным исследованиям, связанным с историей детства и смерти.Основные авторские работы Ариеса были представлены в виде исторических анализов. Особого внимания заслуживает уникальный труд, посвященный детству и семейной жизни, так как именно эта книга стала первой развернутой и весомой работой в исследованиях данного вопроса. Его книга говорит о том, что определенной идеи детства в средние века как таковой не было, и отношение к детям формировалось в течение продолжительного периода под воздействием экономических и социальных изменений, да и само понятие «детство» как специфическая составляющая семьи возникло только лишь в 17 веке.В своем исследовании для характеристики возрастных этапов жизни Филипп использовал терминологию, сохранившую свою актуальность и в настоящее время: период детства, отрочества, юности, молодости, зрелости и глубокой старости. Раскрывая историю детства, он акцентировал внимание на том, что данное понятие не должно рассматриваться с точки зрения биологического состояния незрелости, его необходимо связывать, прежде всего, с определенной социальной позицией, с набором доступных форм и видов деятельности и с кругом обязанностей и прав, присущих конкретному периоду жизни.

           Отдельного внимания заслуживают его исследования, связанные с изучением формирования понятия детства в мире изобразительного искусства в различные эпохи истории, которые привели его к выводу о том, что до 13 века художники не воспринимали детей в качестве объектов живописи. Детские образы практически не встречались в то время, за исключением лишь некоторых религиозно-аллегорических сюжетов, на которых лик ребенка мог являться воплощением ангела, изображением Иисуса или же символом души умершего. Все это говорило о том, что общество того времени не воспринимало ребенка, как человеческую личность, а само детство идентифицировалось как быстро проходящий и малозначительный жизненный период. По мнению Ариеса, такое безразличие определялось демографической ситуацией той эпохи, отличающейся высокой рождаемостью и повышенной детской смертностью.В 15-16 веках французский историк стал замечать зарождение интереса у представителей искусства к детям и теме детства. Стали появляться портретные изображения детей не только живых, но и умерших, что свидетельствовало о социальном перевороте сознания, при котором смерть ребенка перестала позиционироваться как обычное явление, а представляла собой невосполнимую утрату. Однако, полное преодоление равнодушия к теме детства Ариес обнаружил лишь в 17 веке, когда на полотнах многочисленных художников изображение ребенка перестало вызывать удивление и неприятие.В результате применения метода проецирования социального восприятия на изобразительное искусство, которое выступало неким отражением общественного сознания и отношения к теме детства, Ф. Ариес пришел к выводу, что зарождение и открытие самого понятия приходится лишь на начало 18 века.

Ариес изучал историю детства не только с позиции его социального восприятия, но и с точки зрения рационального воспитания детей в различные исторические периоды. Филипп обнаружил, что лишь в 18 веке в семейную жизнь начинают проникать воспитательные методы, основанные на дисциплине и всестороннем развитии ребенка. Родительское воспитание в сочетании со структурированной школьной программой стали неотъемлемой частью обязательной подготовки и адаптации ребенка к социальной жизни, а в дальнейшем, - и к профессиональной деятельности. Все последующие возрастные уровни, по мнению Ф. Ариеса, напрямую связаны с новыми формами социальной жизни. Введение обязательной воинской повинности определило юношеский (подростковый) возраст, при котором особое внимание акцентировалось на прививание стойкости характера и мужественности.Первая мировая война внесла свои коррективы в ход исторического развития детства и предопределила появление феномена «молодежного сознания», который представлялся не иначе, как «потерянное поколение». По словам Ариеса 20 век ознаменовал смену эпохи не знавших юности, на ту, в которой юность приобрела особенную ценность.

Филипп Ариес был уникальной личностью, он провел огромную научную работу, которая определила потребность в изучении понятия детства, дала возможность усовершенствовать методику воспитательных процессов и обозначила основные пути предстоящих исследования в данной области.

Печать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить