Проективные методики или тесты-опросники?

-.-300x240Проективные методики или тесты-опросники?

На данном этапе развития общества все больше и больше людей задумываются над вопросами психологической диагностики личности. Мотивы могут быть различны – от самосовершенствования и самокоррекции до решения острых психических проблем. Данная отрасль науки зародилась в конце XIX — начале XX столетий, хотя ее основателем принято считать В.Штерна ( психология индивидуальных различий) но, собственно понятие «психодиагностика» появилось в публикации Г. Роршаха в 1921 году -«Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии»-считал ученый и предложил первый проективный тест «пятна Роршаха». Отрасль росла и развивалась, появлялись новые взгляды, методы и формы, однако не смотря на все разнообразие все их можно разделить на строго формализированные методики, и методики малоформализованные.

Ярчайшими представителями строго формализованной методики являются тесты - опросники Для них характерна стандартизация проведения, обработки и представления результатов диагностических экспериментов, точное соблюдение инструкций и др.

Малоформализованные методики — это методики дающие ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые плохо поддаются диагностике иными методами (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.).

Оба вида методик дополняют друг друга и должны использоваться в комплексе.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-опросник применим к людям разного возраста, уровня образования, профессий. Недостатком методики является то, что при использовании тестов взрослый испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник неприменим в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяются проективные методики. В их основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение.

Перед тестируемым ставят какую-либо неструктурированную, весьма "расплывчатую" задачу, которая допускает неограниченное количество потенциально возможных решений, ни одно из которых нельзя рассматривать как 100% правильное или неправильное. Тестовая задача формулируется нечетко, с использованием кратких инструкций и ограничений общего характера. Это побуждает тестируемого проявлять максимум фантазии при решении поставленной задачи.

Предполагается, что поставленная "нечеткая" задача побуждает испытуемого к каким-либо характерным для него действиям или мыслительным процессам, которые являются индивидуальными для него и на основе которых можно судить о разнообразных качествах испытуемого.

В принципе проективные методики позволяют протестировать испытуемого так, что у него не возникнет ни малейшего подозрения о том, что его подвергают тестированию.

Считается, что подобные тесты выявляют так же скрытые или неосознанные стороны характера личности. Более того, чем менее четка тестовая задача, тем менее вероятно, что у тестируемого возникнет какая-либо защитная реакция на нее, в результате которой он попытается избежать тестирования или каким-либо способом привести результаты тестирования к желаемому виду.

Среди ведущих проективных тестов наиболее распространенными являются тесты-ассоциации и рисуночные тесты. Первые рекомендованы аудитории от школьников до пенсионеров, а вот вторые можно применять и в дошкольном возрасте.

Печать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить