Восток

102117-004-6B75227B История возникновения психологии на Востоке (в Средней Азии)

     Большое количество исследований, которые проводились на Востоке, пришлось на VIII-XII века. Основные философские и психологические школы Греции и Рима переместились на Восток. Теперь арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских учениях о душе, но и на естественнонаучных данных. Прежде всего, это была медицина.

В то время на территории Средней Азии был распространен халифат, который допускал не только отличные от ислама религиозно-философские воззрения, но и не запрещал проведение естественнонаучных исследований. В первую очередь изучалась работа органов чувств и мозга. В страны арабского халифата попадала научная литература со всего цивилизованного мира. В связи со всем этим, на Востоке возникает ряд новых идей в области психологии. Средняя Азия становится центром науки.

В изучении проблемы человека выделялось три главных подхода – теологический, мистическое течение в исламе и философское течение. Сторонники первого подхода признавали Аллаха и его пророка и выдвигали идею полной зависимости человека от богов. Позднее сфера действия божественной воли была сужена, произошло разведение понятий греха и зла, ответственности перед Богом и перед людьми.

Мистическое течение понимает человека, как самое совершенное создание бытия. Личная ответственность человека за свою судьбу увеличивается, сам он возвышается. Теперь именно человек является эталоном добра и зла, нравственности и способным к совершенствованию на пути самопознания.

Представители же философского течения считали человека совершенством интеллектуальным. Его главное отличие заключается в обладании силой разума. Признается связь тела и души, однако, в то же время говорится и о наличии бессмертной души у человека. Основная мысль арабских мыслителей – человек свободен в выборе своего жизненного пути. На этом формируется арабоязычная философия и наука.

В это же время были совершены открытия в области психофизиологии восприятия. Изучены такие важные явления, как бинокулярное зрение, явление контраста, смешение цветов.

Учения Ибн Сины и Ибн Рушда оказали огромное воздействие на развитие прогрессивной европейской научной мысли. Ибн Сина в своей психологической концепции опирался на учение Аристотеля, а Ибн Рушд, напротив, являлся критиком идей Ибн Сины и Аристотеля. Ибн Сина придерживался мнения о связи высших психических функций с мозгом. Он разработал теорию двух истин, которая в психологии помогла вывести предмет её изучения из общего предмета богословия. Ибн Рушд создал новую картину человека и мира. Главной его мыслью было то, что вместе с распадом тела душа человека тоже уничтожается. Однако, по его мнению, универсальный разум сохраняется после распада тела. Много идей высказал он и по частным вопросам психологического знания. Например, Ибн Рушд показал, что чувствительным аппаратом глаза является сетчатая оболочка, а не хрусталик.

В конце IX века халифат распадается, и все земли Средней Азии объединяются в единое государство, которое достигло своего расцвета в X веке. Арабский язык оставался языком религии и науки. В это время в области медицины и психологии были сохранены, отредактированы, дополнены и возвращены в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания эпохи. Но было и огромное множество собственных заслуг, главной из которых явились попытки отделения науки от религии и увеличение темпов развития науки в Западной Европе. А в XIX веке произошло присоединение всех стран Средней Азии к России.

Юлия Киселёва - педагог- психолог. Челябинск

Печать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить