Учёные Средневековья.

300px-Meister_des_Livre_de_la_Chasse_001                Учёные Средневековья.

                             Фома Аквинский

         Средневековый философ и богослов. Жил примерно в период от 1223- 1274 гг. Родился в итальянской дворянской семье. Несмотря на протесты родителей, стал монахом – доминиканцем и учился у одного из известных теологов своего времени в Кёльне. Затем, он преподавал в Париже, и даже какое-то время находился при папском дворе. Фома с раннего детства интересовался книгами и размышлял о Боге.

Он был тихим, полным, молчаливым и на редкость серьезным мальчиком, постоянно искал ответы на вопросы о существовании Бога. Фома любил книги и, наверное, предпочел бы их всем сокровищам на свете. Однажды его спросили, за что он благодарен Богу больше всего, Фома ответил: «Я понял каждую страницу, которую читал».

Фома Аквинский стал основателем движения, которое получило название – схоластика. Оно опиралось на авторитет Аристотеля, а так же ранних отцов церкви. Именно благодаря Фоме Аквинскому работы Аристотеля были признаны в христианской Западной Европе. Основные его мысли изложены в работе «Сумма теологии». Фома Аквинский понимал человека как совокупность тела и души. Он считал душу бессмертной. Душа в понимании философа – это некая духовная основа личности. Личностью же является весь человек.

Фома Аквинский считал, что каждая душа принадлежит к своему телу в строгом соответствии, и их единство формирует саму личность. В своих трудах, он развивает мысль о том, что человек такое творение, которое обладает способностью к познанию, а так же наделен свободной волей. А добродетели проявляются в человеке, если развились так называемые духовные способности, чем являются интеллект и воля. Он выдвигает пять доказательств существования Бога и говорил о том, что научные истины и догматы веры противоречить друг другу не могут, потому они гармонично связанны друг с другом. Он рассуждал о мудрости, как о стремлении постигать Бога, а науку рассматривал как средство, которое этому способствует. После смерти ему был присвоен титул «ангельский доктор», а через какое-то время Фомупричислили к лику святых.

                                        Роджер Бэкон

Роджер Бэкон жил в период между 1214 -1294 гг. Он был философом, естествоиспытателем, преподавал в Оксфорде и был монахом-францисканцем. Отличался большими энциклопедическими познаниями в разных сферах науки, написал несколько трактатов среди них: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье сочинение» и «Компендий философии».

Роджер обращал большое внимание «опытной науке» и считал, что именно на ней основывается любая другая наука. Он стремился формировать так называемую энциклопедию наук, в рамках которой хотел объединить философию математику, физику и этику.

Он доказывал, что человек сам по себе всегда стремится к абсолютной истине, но ему открывается только та часть, которую Бог пожелает ему открыть. Был противником диктата схоластической философии, которая в то время была ведущей. Бэкон говорил о том, что существует три типа познания: авторитет, опыт и рассуждение. Опыт он делил на два типа - внутренний и внешний.

Последователем идей Роджера Бэкона можно считать Леонардо да Винчи, который так же в своих трудах ориентировался на практический опыт и с недоверием относился к отвлеченной науке. Идеи Бэкона не находили поддержки, и более того учение философа было осуждено орденом францисканцев, но несмотря на это, именно его понятие об «опытной науки» и достижения в области естествознания дали толчок к развитию философии Нового времени. Роджер Бэкон выдвинул немало идей и технических мыслей ( например,идеи о создании телескова и летательных аппаратов), которые во многом опережали свою эпоху..

Юлия Шерстюк - лингвист, политолог. Москва.

Печать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить