Учёные Кореи

                           Хан Вон Чина (Намдана, 1682-1750)

            Свободомыслие в Корее породило своих последователей. Ярким представителем того времени можно считать Хан Вон Чина (Намдана, 1682-1750). Последователь школы Ли Хвана (""чурипха"), он однако стал жестким критиком буддизма в области бессмертия души. Учение о переселении душ и их бессмертии Намдана опровергал, считая, что все в этом мире смертно, душа же бессмертна только некоторое время после смерти тела. Своё учение Намдана направил на отрицание фатальности и предопределенности судьбы, считая, что творец судьбы сам человек. Своим учением Хан Вон Чин ставил под сомнение необходимость в соблюдении древнекитайских этикетов и традиций в корейском обществе.

                       Им Сон Чу (псевдоним Нокмун, 1711-1788)

             Получивший широкое развитие в XVIII веке материализм в Корее породил свои школы и своих представителей. Одним из ярких материалистов того времени был Им Сон Чу (псевдоним Нокмун, 1711-1788), выступавший против учения Хан Вон Чина о двойственности природы человека. Своим учением Нокуман призывал совершенствовать моральные и нравственные качества. Наиглавнейшая причина тяжелого положения крестьян, по мнению мыслителя, состояла в том, что площади обрабатываемых ими земель намного меньше, чем количество населения. Исходя из этого, помочь крестьянам в их бедственном положении можно только с помощью благотворительности. Ученый подвергал критике суеверие, предопределенность судеб и шаманизм. Он требовал запрета буддизма, считая его опасным для страны.

                      Чон Як Ден (Дасан, 1762-1836)

                Выдающимся мыслителем конца XVIII - начала ХIХ вв. стал представитель школы "пукхак" Чон Як Ден (Дасан, 1762-1836). За свои высказывания против конфуцианства, ученый долгие годы пробыл в ссылке по обвинению в изучении западных наук. Дасан считал, что "истинное конфуцианство" означает реальное участие в жизни страны, государственном управлении, управлении финансами и обороной, а не высокопарные упражнения в словесности.

             Чон Як Ден выступал против традиционного понимания о человеческих качествах, как о врожденном даре свыше. Он был против деления людей по сословиям ("высшие", "средние" и "низшие"), якобы созданных самой природой. Хотя подразумевал деление людей на "мудрых" и "темных", но эти человеческие качества он признавал приобретенными. Являясь ярым противником такого положения дел, Дасан развенчал монархию как небесный дар, пояснив её эволюцией развития общественных отношений. На основе своего учения он утверждал, что "правитель существует для народа", так как избран им, а не наоборот. По той же причине и законодательство должно следовать интересам народа. В случае, когда правитель не служит надлежащим образом избравшему ему народу, он может быть смещен с правления.

Печать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить