Психология в 17 веке.

6543         Психология в 17 веке.

         Главным вопросом психологии 17 века являлось другое понятие предмета психологии. Вопрос души перевоплотился в проблему сознания как исключительную способность души человека не только размышлять и чувствовать, но и рефлексировать все акты и состояния с неоспоримой фактичностью. Решение этого вопроса и стало главной программой развития предмета психологии.Сравнение сознания и психики было важным не только для обозначения предмета психологии, но и для обоснования методов, поскольку самонаблюдение стало не только главным, но и равнозначным предмету методом изучения психической жизни. В сущности, если бессознательное не существует, и все процессы, которые происходят в человеческой душе, осознаны, то и рефлексия имеет реальную основу. Всё внимание к внутренней жизни человека даёт возможность понять то, что происходит в человеческой душе, и при этом сделать предметом анализа полученные данные. С утверждением, что критерии правильности наших знаний находятся в сознании, были согласны многие психологи того времени.В 17 веке, с развитием различных технических устройств, принцип их действия всё больше притягивал внимание научную мысль, чтобы объяснить функции организма человека по их подобию и образу.

Первым открытием стала теория Гарвея о системе кровообращения. Сердце он представлял насосом, который перекачивает кровь, и в этом процессе вовсе не требовалось присутствие души человека.

Позже Декарт выдвинул теорию о человеческом организме как работающем автомате. Если раннее тело человека рассматривалось как некая система, которой управляла душа, то теперь, с теорией Декарта, тело было свободным от души. Тело только двигается (рефлекс), а душа – мыслит (рефлексия).

Спиноза стремился опровергнуть теории Декарта, он утверждал, что существует некая вечная субстанция (Природа, Бог), которая имеет множество неотъемлемых свойств. Из его теории следовало, что человек – существо телесно-духовное. Он был убеждён в том, что интуитивные знания являются ведущими, только интуиция позволяет проникнуть в суть вещей, познать общие понятия, открыть безграничные возможности самопознания.

Лейбниц также выступал за подход к человеку как единому целому. В основе этого единства лежит духовное начало. В душе Лейбниц выделял несколько областей: отчётливое знание, смутное знание и область бессознательного. Вывел формулу психофизического параллелизма. Свои операции и тело, и душа совершают автоматически и самостоятельно.

Томас Гоббс за основу познания принимал только опыт. Душу, как особую сущность, он отвергал. По его утверждению, в мире, кроме материальных тел, нет ничего. Все психические явления подчинены законам механики. Воздействуя на организм, материальные вещи вызывают ощущения, из которых по законам инерции возникают представления, образуя цепи мыслей. Такая связь и получила название ассоциации.

Локк опровергал существование врождённых идей. Психика человека формируется в процессе всей его жизни. Утверждал, что именно воспитание имеет огромное значение.

17 век планку критериев научности повысил довольно радикально. Он реформировал объяснительные принципы прежних веков. В основной фонд научных знаний вошли механические представления об ощущениях, рефлексе, аффекте, мотиве, ассоциации.

Современная наука своим существованием обязана именно тем длительным процессам, которые начались в 17 веке.

Печать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить