Китай

0_67ad2_6d1c6885_XL                         Китай.

            Китайская цивилизация возникла за несколько тысячелетий до нашей эры и, безусловно, внесла огромный вклад в становление и развитие мировой психологии. Следует заметить, что многие понятия и постулаты психологической науки появились именно в Китае. Ведь ее религиозные, медицинские и философские учения славятся вневременной мудростью. Поэтому изучение зарождения психологии возможно только вкупе с рассмотрением всей духовной культуры Древнего Китая.В древнекитайском видении человека и его взаимодействия с окружающим миром огромную роль играло сердце. Оно признается главным органом, средоточием духовной энергии. Подтверждением тому медицинский трактат «Книга о внутреннем» (8 век до н.э.). Также источник выделяет элемент «Ци», как питающую человека жизненной энергией. Она выполняет как физиологические, так и психические функции, из нее черпает человек силы для новых чувств, эмоций. При этом испытывая отрицательные эмоции, злость, зависть люди сами способствуют появлению своих болезней. Поэтому центральное внимание уделялось самосовершенствованию.Древнекитайская психология часто обращалась к символичному выражению в описании характера, темперамента человека. Уже тогда опираясь на определенные символы (которые в некотором смысле заменяли психологические термины), в сравнении с ними производилась классификация научных знаний о человеке. К примеру, наиболее значимыми символами были пять стихий: Ту (почва), Хо (огонь), Цзинь (металл), Му (дерево), Шуй (вода). Каждый человек мог быть причислен к определенной стихии согласно особенностям проявления его личности.

Еще один метод классификации человеческих темпераментов, который берет начало в древнекитайской медицине, схож с аюрведическими типами человеческой личности. Выделяются три группы людей:

• Тигры – сильные, мужественные, преобладает в организме кровь (желчь);

• Обезьяны – суетливые, неуравновешенные, преобладает в организме Ци;

• Медлительные, очень малоподвижные, в организме преобладает слизь.

Уже в 1 веке до н.э. у китайцев появилось представление о двух человеческих душах, их называли Хунь и По. Первое упоминание о них появляется в труде "Цзо чжуани" (5-3 вв. до н.э.). Хунь и По являются духовным и витальным началами в человеке. Так, душа Хунь в китайской литературе называема высшей, небесной, а По – низшей, земной. Весь жизненный цикл человека протекает в зависимости от взаимодействия этих душ. Если они существуют в гармоничном союзе, то человек будет преуспевающим, здоровым.Немалую роль в становлении психологической мысли сыграли древнекитайские философские и религиозные школы. Именно они затронули важные вопросы бытия человека. Особо следует выделить буддизм и учения философов эпохи Воюющих царств, наиболее важные из которых даосизм и конфуцианство.

             Даосизм является учением, включающим религиозные и философские элементы. Дао означает «Путь» и последователи учения стремятся к познанию жизни, всего сущего на земле. Считается, что все в нашем мире порождено Космическим путем, и оно же сохраняет равновесие между Инь (женским началом) и Янь (мужским началом). Наиболее почитаемая в даосизме книга «Дао дэ дзин» (что означает «Учение о Пути и Добродетели») принадлежит знаменитому философу и мыслителю Лао-Цзы.

            Конфуцианство, которое является учением великого китайского философа Конфуция, также затрагивает вопросы места человека во Вселенной, в обществе, цели и смысла его жизни. Конфуций высказывал мысли о значимости самосовершенствования (воспитанию человечности, гуманности), гармонии в обществе, необходимости мудрых правителей. Его жизнеописание подразделено на шесть фаз, которые также можно назвать психическими уровнями.

Как отдельная наука психология в Китае начала свое становление в конце XIX начале XX веков (1840-1920гг). Она строится на основе традиционной китайской психологической мысли, а также исследований современных западных психологов. Немалая роль отводится и постулатам марксизма.

Печать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить