История психологии 18 века.

070509CL01laudai09                             Психология в 18 веке.

              Психология стала независимой наукой только в XIX в., тогда как сам термин «психо» появился еще в XVI в. Поэтому говоря о психологии XVIII в. приходится рассматривать и политику, и философию, и медицину, и религию в едином процессе. Даже судя по названию, Эпоха Просвещения в прямом смысле стала просветительской и в психологии.В основном все открытия, сделанные по психологии в XVIII в., так или иначе, касались человеческого мозга. Ученые Англии, Франции, России, Германии выпустили в свет новые трактаты. В этих работах они выдвинули свои гипотезы относительно термина «психика».Вклад английских просветителей в науку «Психология»В Англии новую жизнь получил термин «ассоциативность», который ввел в 1698 г. англ. уч. Дж. Локк и означал соединение идей. Эта мысль в XVIII в., была развита другими английскими философами Дж. Беркли, Д. Гартли и Д. Юмом.Дж. Беркли утверждал, что мир состоит из взаимного действия друг на друга чувств. Т.е. при взаимодействии органов зрения, осязания и обоняния строится целостная картина мира для определенного человека. Анализ его работ привел к отрицанию любой материи за исключением самосознания. А все нестыковки, говоря простым языком, Беркли объяснял божественным началом.Идеи Дэвида Юма касались субъективного опыта – агностицизма. Практически все работы Юма опирались на существование человеческого познания, независимо от духовной субстанции. По его мнению, картина мира строится из впечатлений, полученных на практике, а все процессы можно объяснить с помощью математической логики. К более известной работе этого англ. ученого можно отнести его теории об аффектах – сильных эмоциях. Делая неофициальный вывод сочинений Д. Юма, следует отметить, что познание – это совокупность навыков, получаемых человеком в жизни и умение их применять.К более современному пониманию психологии способствовали труды другого англ. мыслителя Д. Гартли. В роли точки опоры Гартли выбрал закон всемирного тяготения Ньютона и на его принципе объяснял ассоциативность всех психических процессов: интеллекта, воли, чувственности и т.п. Именно Д. Гартли первым применил дедуктивный и индуктивный методы на экспериментальной основе. Именно он стал прародителем идеи о том, что мозг является основным носителем накапливаемой информации (памяти), внимания, умственной работы и воображения. В отличие от Дж. Беркли, Гартли сумел найти объяснение бессознательной материи и работе психического механизма.Мысли о психологии во Франции и России XVIII векаК выдающимся ученым Франции, которые также привнесли личные идеи в развитие психологической науки, можно причислить Пьера Кабаниса, Дени Дидро, Этьена Кондильяка и многих других. Так Кабанис выдвинул гипотезу о том, что мышление является продуктом мозга. Материалист Дидро сумел объединить понятия личности и общества, доказав, что умственное состояние личности больше зависит от социума, нежели от биологической составляющей. А вот Кондильяк, как и Д. Юм больше склонялся к мысли о том, что знание человек получает опытным путем, а ощущения – исток познания, и утверждал, что душа – центр всех психоявлений (без участия тела).Не стоит оставлять за бортом корабля под названием «Наука психология» российских ученых-философов. К ним относятся М. Ломоносов, А. Радищев, Г. Сковорода, Д. Фонвизин, Я. Козельский и др. К примеру, М.В. Ломоносову принадлежит идея о воздействии объектов окружающей среды на органы чувств. Сделанные им открытия по физике в области света и цвета, помогли Ломоносову выдвинуть теорию о роли мозга в процессе раздражения. Он провел параллель между психическими явлениями и внешней картиной мира, доказав, что воображение, разум, речь, память, напрямую зависят от работы мозга.Все эти ученые, так или иначе, к концу 18 века помогли становлению психологии как самостоятельной науки. Их труды и сочинения достойны уважения современников.

Печать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить