Индия

5454

                                                            Индия.
в самом начале ХХ века говорил: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Действительно, задолго до начала новой эры, в Древнем Египте, Китае сложились своеобразные учения о сущности человеческой жизни. Не осталась в стороне и загадочная Индия. Древнеиндийские мыслители понимали душу как источник движения, верили в переселение душ и приписывали психическое всей физической природе. Вообще, именно древнеиндийская философия является источником философской мысли всего Востока. Тем не менее, следует признать, что древнеиндийская психология характеризуется крайней неизученностью, вот почему исторический экскурс развития психологии как науки начинают, как правило, с античной психологии.Однако, несмотря на то, что психология, как «наука о душе» имеет не более, чем двухсотлетнюю историю, древние народы вообще, и древние индусы, в частности, имели на этот счет достаточно четкие представления.Уже в ХV веке до н.э. в Индии возникает ведическая цивилизация, в рамках которой сформировалась кастовая система. Кармический закон призван был отвлечь людей от социальной борьбы и ориентировать их на улучшение своей кармы.В это время появляются тексты Вед, в которых были изложены основные принципы сущности бытия. Сами Веды делятся на четыре части:а) саягиты – ведические гимны;б) брахмана – описание ритуалов;в) араньяки – трактаты для аскетов;г) веданта – раскрывающая цель самопознания.Согласно Ведам, человек создан из первовещества, которому присуще противоборство между силами хаоса и порядка. Здесь же высказывается идея о реинкарнации. Индусы считали, что каждый человек наделен индивидуальным разумом – атманом – который совершенствуется в течение жизни, причем целью этого совершенствования является истинное познание. Прана же – дыхание – это основа жизнедеятельности человека. По Ведам, мышление человека оказывает влияние на его ощущения.Идеи, впервые прозвучавшие в Ведах, получили дальнейшее развитие в различных течениях, самыми известными из которых признаны джайнизм, буддизм и йога.Джайнизм (VII век до н.э.) отрицает существование Бога и призывает к соблюдению следующих правил: не убивай, не воруй, не лги, не привязывайся к вещам.Основа всего сущего – по джайнизму – это татва, субстанция, которая делится на непротяженную (вечную) и протяженную субстанции. Протяженная субстанция делится на живую и неживую. Душа связана с телом благодаря карме. Возможности души обусловлены телом, в котором она обитает.Буддизм (VI век до н.э.). Важное положение – идея о нирване – просветление через самоусовершенствование. Главные препятствия на пути самоусовершенствования – ненависть, гордыня, алчность и обман. Буддисты не признают существование вечной души. Человек, по их мнению, это совокупность сознания, ощущения, восприятия умственной деятельности и тела. Страдание – неотъемлемая характеристика человеческого существования. Преодолеть страдание можно, приняв четыре буддийские истины: неизбежность страдания; страсть (желание) – основная причина страдания; искоренение страсти – избавление от страдания; способ преодоления страсти – овладение правильной речью, правильным действием, правильным усилием.Йога (ведический период). Согласно этому учению, человек, который способен умерщвлять свою плоть, может заставить богов выполнять свои пожелания. Основная идея: душа участвует в мыслительных процессах. Посредством медитации можно сосредоточиться на собственном «Я», которое является не чем иным, как проявлением Духа в конкретном человеке. Йоги пропагандируют аскетические практики (голодание, молчание, отказ от удовольствий). Популярна в йоге и идея кармы – суммы добрых и злых дел каждого человека.Эти и другие идеи стали определяющими для индийской философской и психологической мысли, превратившись со временем в ряд практических технологий, направленных на достижение идеала.
Печать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить