Эпиктет

220px-Epictetus

                               Эпиктет.

«Приятно смотреть с берега на море: так приятно и спасшемуся вспомнить о пережитых им опасностях»

Эпиктет

       Философия является одной из немногих наук, которая объединяет столько же гениальных людей, сколько и не признанных в обществе при жизни. Нестандартный взгляд на устройство мира и поиск глубинной сущности бытия делали мудрых бессеребренников изгнанниками, тем самым побуждая к еще более страстным порывам к познанию законов мироздания и структуры общества.

     Древнегреческий философ Эпиктет занимает уникальное место в философии древнего мира. Его биография – путь смирения и умеренности, нравственности и жажды знаний. Большую часть жизни он был рабом, о чем говорит даже его имя. Точнее, не имя, а прозвище, которое в переводе с древнегреческого означает приобретенный («эпиктетос»). Эпиктет всю жизнь прожил в глубочайшей бедности, оставив после себя несколько томов книг, которые были записаны его учеником, и старую глиняную лампу.В тот период жизни, когда Эпиктет стал вольноотпущенником, он открыл философскую школу, которую посещали люди всех сословий, в том числе и очень богатые. Своих учеников Эпиктет настоятельно пытался научить владеть собой, считая это залогом внутренней гармонии. Одна из его цитат четко объясняет его отношение к искусству самообладания: «Раб тот, кто не умеет владеть собою». Истинное счастье и свободу человека Эпиктет видел в равнодушии к окружающему миру, считая главным состояние внутреннего мира. Истинной сущностью человека Эпиктет признавал духовность и уделял огромное внимание нравственным порокам и добродетелям, всегда оставляя человеку право выбора. «Твое дело — хорошо исполнить возложенную на тебя роль. Выбор же роли — дело другое».Эпиктет проповедовал стоицизм, а главной задачей философии считал умение различать те вещи, которые можно изменить и те, с которыми нужно научиться жить. Он верил в провидение и зависимость течения событий от воли Бога. Одна из высказанных им мыслей не потеряла своей актуальности до наших дней и впоследствии неоднократно рассматривалась различными философскими школами и течениями. Суть ее заключается в том, что счастливым или несчастным человека делают не вещи, а наши представления о них и наше к ним отношение. С развитием психологии, как науки, это заключение позже послужило основой некоторых психологических методик. Формирование у человека другого отношения к определенным вещам способно радикально изменить его душевное состояние и зародить жизнеутверждающее отношение к жизни в целом.

Тамара Дамашкан.

Печать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить