Аристотель

aristote_peint                                 Аристотель 

              Аристотель родился в 384 году до н.э. в Стагире, который на тот момент являлся греческой колонией в Халкидиках. Отец Аристотеля был потомственным лекарем, его звали Никомах и служил он у царя Македонского. Аристотель с самого детства сделал вклад в дальнейшее развитие государства, так как с юношеских времён тесно общался с приемником царского трона Филиппом, будущим отцом известного правителя и полководца Александра Македонского. В 369 году до н.э. родители Аристотеля умерли и его усыновил Проксен, который сыграл немаловажную роль в его будущей деятельности, так как именно он занялся его образованием. Учение о душе занимало главное место в умозаключениях Аристотеля, и душа связана как с материей, так и с богом. Психология, по мнению Аристотеля, представляет собой объединение в одно целое физики и теологии. При этом к физике относится только та часть души, которая не может существовать отдельно от материи. Аристотель ставит знак равенства между одушевленностью и жизнью.

Психология в своей физической части совпадает с биологией, по причине изучения этими науками живого, но с различных точек зрения. Так, психология изучает живое с позиции движущейся причины, биология – с позиции причинные материальной и формальной. Философ все-таки отдает предпочтение психологии и считает, что рассмотрение природы нужно осуществлять в аспекте души, а не материи. Материя является природой души, а не наоборот.

Определение души дается в трактате Аристотеля «О душе». Душа обозначается в сущности, возможности, формы и сути бытия. Душа присуща только одушевленным предметам. Например, лопата души не имеет. Возможностью жить может обладать только естественное тело. Поэтому, душа является неизменным спутником жизни и свидетельством ее наличии служит совершенство тела. В трактате Аристотеля обозначены три типа души, два из которых принадлежат к физическому разделу психологии и не могут существовать без материи. А третий тип души является метафизичным понятием и подразумевает содержание минимальной души во всем живом. Аристотель проводит аналогию живого с растением. Ведь растению, как любому живому организму необходимо питание, рост и увядание. Также душа есть там, где есть ум. Таким образом, чтобы быть живым, необходимо обладать умом, ощущениями, движением и покоем в пространстве. Критерием животной души является способность к осязанию, а растительной души – способность к питанию. А вот способность к ощущениям приводит к получению удовольствия или неудовольствия, и стремлению к приятным ощущениям.                    

Печать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить